В условиях нестабильного рынка арендатора, каждый Собственник стремится к сокращению бюджетов. Если объект недвижимости обслуживается профессиональной управляющей компанией, аналогичная задача ставится и перед ней.
Для того, чтобы понять возможность оптимизации, рассмотрим состав эксплуатационных расходов.
В общей доле операционных расходов, расходы на FM составляют порядка 28% (данные приведены на примере управления складским комплексом класса А).
Статья затрат на FM складывается из:
- расходов на техническую эксплуатацию (40%),
- клининг (30%),
- безопасность (20%)
- и прочих расходов (10%).
Штат сотрудников управляющей компании, составляющий службу эксплуатации на местах, напрямую зависит от инженерно-технического оснащения и специфики работы объекта. Именно поэтому бОльшую долю расходов на техническую эксплуатацию составляет заработная плата персонала (65-70%).
Остаток составляют прибыль компании (10%) и прочие расходы (20-25% - сюда входит необходимый инструмент, форма для сотрудников, оборудование рабочих мест службы эксплуатации, необходимые лицензии и сертификаты, а также страхование ответственности управляющей компании).
В зависимости от задач, стоящих перед Заказчиком, управляющая компания может предложить варианты оптимизации отдельных позиций штатного расписания.
Например, дежурную бригаду, сотрудники которой работают сутки/трое можно заменить на сотрудников с расписанием 2/2. Это позволит сэкономить порядка 50% затрат на отдельно взятую позицию. При работе 2/2, можно перевести сотрудника на пятидневку (экономия 38%). А в случае, если Заказчик не имеет возможности держать на объекте стационарную службу эксплуатации, управляющая компания может предложить обслуживание с помощью мобильной бригады или выездного сервиса.
Но следует помнить, что вся оптимизация бюджета идет только с согласия Собственника.
Управляющая компания несет ответственность за жизнь и здоровье людей, находящихся в здании, и за состояние самого здание.
В любом варианте оптимизации обнажается большое количество тонких мест и временных рамок, когда объект остается без должного внимания (например, в случае отказа от дежурной смены и перевода сотрудников на пятидневку). В этом случае следует очень четко разграничивать зоны ответственности с Заказчиком. А управляющей компании подстраховывать себя с помощью сотрудников, которые мобильно и оперативно смогут разрешить любую форс-мажорную ситуацию.